Психология спорта


Консультирование ведет спортивный психолог БУ ХМАО-Югры "Центра спортивной подготовки сборных команд Югры"
Афаневич Аля Павловна



сб., 05.05.2012

Спорт – самый конкурентноспособствующий вид деятельности.  Ребенок с детства начинает познавать аспекты борьбы за выживание в данной сфере активности. Учебно-тренировочная деятельность строится с целью воспитания потребности не просто к процессу игра, а к процессу состязательной активности подрастающей личности. Развивается способность к борьбе, противостоянию, поиску преимуществ над соперником через познание собственных сил. Если соперник физически силен, в ребенке раскрываются (или не раскрываются при слабой мотивации) двигательная находчивость, способность предвосхищать действия соперника и другие качества, характеризующие нестандартные действия юного спортсмена. Уход от стереотипных двигательных действий достаточно востребован в спорте, т.к. раскрытие личностного потенциала протекает в поиске адекватных  средств и методов и форм поведения личности в соревновательной деятельности.

 

1.  Подростковый возраст его особенности и кризисы.

В подростковом возрасте формируется центральная форма эгоидентичности (ядра личности). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит, перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, навыки, умения – вот  вопросы, которые встают перед подростком. Если до этого возраста у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток  успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний - происходит так называемый возврат, регрессия к детскому, иждивенческому поведению, появляется смутное, но устойчивое  чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить, но сам человек ничего активно не предпринимает, появляется страх перед личным общением, враждебность, презрение к окружающему обществу. (Столяренко)

Итак, подростку присуща эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, перепады настроения, сочетание противоречивых свойств и стремлений (застенчивость - развязность, самостоятельность – нерешительность, мягкосердечность -  черствость, зависимость от авторитетов – борьба с ними, излишняя самоуверенность – острая потребность в одобрении). В этом возрасте ярко проявляются следующие поведенческие реакции:

реакция эмансипации (освобождения) проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учителей и других значимых взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями. Стремление поступать по- своему, наперекор  взрослым и даже здравому смыслу, не воспринимает даже справедливую критику в свой адрес.

реакция группирования со сверстниками; здесь выделяют: смешанные неустойчивые группы в зависимости от увлечений, обстоятельств и стабильные группы с постоянным лидером, четкой иерархией, такие группы, как правило, обладают своей территорией, законами и  правилами.

реакция увлечения – хобби – может быть настолько сильным, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе. Увлечения могут быть: интеллектуальные  (музыка, чтение,  рисование и т.д.), телесные (спорт, боевые искусства), лидерские (поиск ситуаций и компаний, где можно руководить), эгоцентрические (выделиться модной одеждой, внешностью, изучением чего-то необычного, увлечение философским или литературным течением), азартные (азартные игры, компьютерные игры, ситуации риска, пари, паркур), коммуникативные (сплетни, болтовня, в том числе по телефону, чаты, sms-сообщения и т.п.).

реакция гиперсексуальности -  повышенный интерес к противоположному полу, сексуальной литературе, порнографии и т.д.

 

Наиболее упрощенная  и понятная схема развития человека такова – его жизненный цикл включает в себя 3 переходных периода. В первый раз мы изменяем биологический и социальный статус, когда переходим из грудного возраста в детский, затем – когда превращаемся из детей во взрослых, и, наконец, когда из взрослого возраста переходим в старческий.

 Каждый переходный период несет в себе определенные сложности.

Подростковый кризис, который сопровождает переход от детства к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые.

2. Особенности общения тренера и юного спортсмена

Все взрослые, работающие с подростками, должны четко представлять, что процессы развития у них происходят не сами по себе, а под влиянием требований значимых взрослых (родителей, тренеров, учителей и т.д.) и референтной среды (друзья, компания и т.д.). В подростковом возрасте ребенок начинает пересматривать свои взгляды на родителей. Они теряют в его глазах свой ореол, подросток начинает видеть их слабые и сильные стороны. Критике подвергается буквально все – семейные ценности, традиции, семейный уклад: подросток должен найти свои собственные  обоснования для их сохранения. Подросток уже не абсолютно принимает все, что предлагается ему значимыми взрослыми, а начинает воспринимать собственные интересы так же серьезно, как и требования других. Чем старше становится человек, тем больше он стремится к равному партнерству в межличностных отношениях и этот закон развития личности необходимо учитывать в общении тренера и юного спортсмена.

Стили педагогического общения (педагогического руководства): Стиль педагогического руководства проявляется в позициях тренера и его воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения. Выделяют следующие стили педагогического руководства:

1.Авторитарный («Делайте, как я говорю, и не рассуждайте»). При авторитарном стиле руководства тренер все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются им. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе спортсмена. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Итог: Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между тренером и его воспитанниками.

2. Директивный. («Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги»).

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется тренером, он прислушивается к мнению спортсменов, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности.

Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация.

Итог: Этот стиль располагает воспитанников к тренеру, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных отношений.

 

3. Либеральный. («Как все идет, так и пусть идет».)

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Тренер занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь спортсменов, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения тренера, форма обращения — увещевания, уговоры.

     Итог: Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников.

Зачастую можно увидеть, что со спортсменом тренер общается только в директивной, авторитарной манере, что, несомненно, в дальнейшем приводит к накоплению недовольства и порой взаимных претензий. Психологически правильнее было бы простраивать процесс тренировки  и вообще общения в системе тренер-спортсмен в парадигме демократического стиля общения. В первую очередь нужно всегда «держать в голове», что спортсмен, в том числе и юный спортсмен, имеет свое мнение и если даже оно неправильное в любом случае его нужно выслушать и произвести необходимую коррекцию.

В настоящее время не только спорт высшего мастерства, но и спорт, направленный на подготовку спортивных резервов, то есть молодежный и юношеский, и, даже, детский спорт все больше профессионализируется по своей сути. Об этом свидетельствует создание сети спортинтернатов, школ олимпийского резерва, спортивных классов, ориентированных на подготовку спортсменов высшего класса.

В результате занятия спортом для юных спортсменов превращаются в деятельность, близкую по своему статусу  к профессиональной и занимающую ведущее место среди других видов деятельности.

Участие в соревнованиях, где от молодого спортсмена требуется полная отдача, где присутствует конкуренция, травмы, боль и риск – все это создает  ситуации, в которых детям-спортсменам необходимо регулировать свое психическое состояние. Известно, что уже в группах начальной подготовки интенсивно развивающийся детский организм испытывает огромный прессинг (давление) психоэмоциональных  и физических нагрузок, который способен выдержать не каждый ребенок. Если физические нагрузки велики, а ребенок-спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность спортивной деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате  к проигрышу, к потере уверенности в себе и депрессии.

Большая проблема – выдержать двойную нагрузку: учеба в школе  и тренировки в бассейне. К тому же, подростковый период (возраст от 11 до 15-16лет) – это самый длительный и сложный из всех кризисов развития, который сопровождается у подростка целой гаммой специфических (внутренне конфликтных) переживаний: свойственная подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность, etc.

Часто самооценка у подростка оказывается внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, иногда даже ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживаниях, подавленности, плохом настроении, упадке   активности и пр. причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости, ранимости, грубости, частых конфликтах с окружающими его взрослыми.

Таким образом, в настоящее время проблема комплексного психологического обеспечения детского и юношеского спорта становится все более актуальной.

3.  Психологическая помощь юному спортсмену.

 

Психологическая подготовка юных спортсменов – это особое воспитание,  и, как всякое иное воспитание, оно эффективно и важно, когда спортсмен юн, всего хочет, ищет себя, свой стиль, когда он с благодарностью принимает новые варианты поведения и спешит проверить их на практике. Это тот период в его спортивной карьере, когда он естественно, в силу возрастных закономерностей готов к изменениям и личностному росту.

Психологическая помощь юным спортсменам направлена на то, чтобы:

повысить способность управлять чувством беспокойства (снятие тревожности, повышение мотивации);

выработать и впоследствии уметь поддерживать высокий уровень уверенности в себе;

выработать навыки повышения устойчивости к стрессу, снижению утомляемости;

обучить необходимым  психологическим технологиям и внедрению их в учебно-тренировочный и соревновательный процесс;

вывести спортсмена на уровень психологической стабильности;

раскрыть индивидуальные и творческие ресурсы.

В задачи комплексной психологической подготовки юным спортсменам входит:

снятие психической напряженности;

обучение юного пловца универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации максимальных волевых и физических усилий;

моделирование условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию).

Целепологание

 

Цель-это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Основой становления целей юного спортсмена является   практическая деятельность, направленная на преобразование способностей его личности при адекватном педагогическом взаимодействии с тренером и сопровождающей активности родителей.

           

Хронология становления и достижения цели:

 

этап определения собственного места в рассматриваемой деятельности.

этап становления индивидуальных и коллективных интересов к процессу деятельности, избранных лично либо ближайшим окружением (чаще родителями).

этап осознания собственного развития посредством участия в данной деятельности. Учитывая высокую ранимость подростков, часто их планы становятся тайной от окружающих, озвучивание их подавляется страхом вероятностной насмешливой реакции окружающих.

этап восприятия целей, заявленных окружением: «ты должен…», «ты обязан…», «а давайте попробуем сделать…», «мы с вами должны достигнуть…» и др. на этом этапе тренер может помочь подростку реально оценить свой имеющийся ресурс, личные жизненные цели и планы.

этап анализа, сопоставления внешних целей с личными планами, собственными перспективами приложения сил. Осмысление процесса происходит в ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, насыщенной разноплановыми развивающими нагрузками на пределе возможностей юного пловца.

этап определения цели. Подросток подтверждает истинность избранного пути мотивацией и организацией деятельности.

этап следования поставленной цели. В зависимости от сложности избранной цели, возможно ее достижение и за 1месяц и за несколько лет. На этом этапе тренер может помочь с корректированием цели, если ведущая цель не поддерживается сопутствующими краткосрочными, вытекающими друг из друга.

этап достижения цели. Подросток переживает процесс максимальной реализации собственных способностей в ходе достижения цели (если заявленная цель имеет определенный коэффициент трудности). На этом этапе очень важно отмечать успехи пловца, поддерживать его.

этап переживания победы, достижения как факта и утраты достигнутой цели (если цель не промежуточная). Анализ, определение собственного состояния, возможностей и способностей.

этап рождения новой цели.

 

Если мы слышим от спортсмена, более 2х лет занимающегося плаванием, что он не хочет ничего достигать, просто ему нравится сама тренировка, значит ему не привита потребность к состязанию, в корне отсутствует мотивация на  результат деятельности, соответственно и сила, побуждающая личность совершенствоваться в неординарных условиях соревновательной деятельности. Осознание ребенком самого себя происходит через отношения, проявленные  к нему близким окружением. Педагогическое кредо тренера – поддерживать пловца в начинаниях, даже если его цели слишком дерзкие, вселить надежду на то, что ему по плечу многое, и сопровождать спортсмена на пути к намеченной цели.

            Если с человеком обращаются как с нижестоящим, он часто приходит к представлению о себе как о низшем существе, и его  поведение может стать инфантильным. Когда тренер решает все за юных спортсменов, у них утрачивается потребность к самостоятельной деятельности, осознанным решениям, анализу ситуации и поиску рациональных  путей самоорганизации деятельности.

возраст

Эмоциональность

(выражение чувств, страхи)

Утверждение себя

(поиски себя, желания, интересы)

Социальные отношения

(родители, братья и сестры, друзья)

10 лет

Непринужденный, довольный жизнью, обычно веселое настроение. Один из наиболее счастливых периодов, страхов немного. Главные причины слез – гнев, испуг, боязнь темноты. Соревновательный дух мало проявляется.

Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты. Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома.

Очень связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы

11 лет

Чувствителен, стремится к самоутверждению, перепады настроения, взрывы злости и агрессивности, страсть к спорам. Беспокойный и пугливый: боится животных, темноты и высоты. Соревновательный дух и жажда мести. Частые слезы, гнев, разочарование.

Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию.

Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные, но в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями

12 лет

Уравновешенный, медлительный. Лучше контролирует себя, чувство юмора. Меньше огорчений, легче поддается грусти. Меньше страхов, социальная озабоченность. Боязнь темноты, толпы, менее агрессивен.

Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе.

Полон расположения к матери. Чувствует себя ближе к отцу, чем раньше. Любит семью и семейные дела, но начинает искать общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками.

13 лет

Занят самим собой, углублен в себя. Больше размышляет, страсть к тайнам. Самый несчастливый возраст: подвержен разочарованиям и депрессии, очень раним. Менее пугливый. Беспокойство по поводу школьных занятий. Социальные страхи, желание успеха

Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, интерес и любовь к спорту. 

Меньше близости и меньше доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими. Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя.  

14 лет

Экспансивный и возбужденный, экстравертный, чувство юмора. Более веселый, капризы, плохое настроение. Школа, светская жизнь, собственная внешность вызывает наибольшее беспокойство. Соревновательный дух, желание хорошо сделать свое дело.

Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремление к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Социальные интересы и социальная активность. Более уравновешенный

Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает необходимость разрушить мосты и утвердить свою независимость. Трудности с сестрами и братьями близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов. Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками.

15 лет

Перепады настроения и апатия, склонность к критике, стремление скрывать свои чувства. Социальные страхи. Стремление к популярности и свободе, утверждение собственного мнения.

Интерес к тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее

Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых развиваются отношения и возникает дружба с теми, кого они выбирают сами.

16 лет

Доброжелательный и уживчивый. Более сговорчивый и терпимый. Беспокойство о будущем. Забота о своей внешности. Стремление к социальным успехам. 

Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление  к счастью, успехам и личным достижениям.

Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер, хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни

 

Заключение

Тренер-педагог предвосхищает развитие команды или спортивного коллектива, организует групповую или индивидуальную самореализацию юных спортсменов. Если подростку не хватает соревновательной практики, то он ищет соперников в других видах деятельности, если соревнований слишком много - теряется интерес к качеству деятельности в состязании. Если тренировки ненагрузочны – активность и агрессивность ребенка растут. Если тренировочные нагрузки выше способностей пловца – происходит потеря темпа активности со стороны спортсмена, нарушение дисциплины с целью отвлечения внимания тренера.

            Экстремальности спортивной деятельности должны противостоять личностные качества юного спортсмена:

дух юного спортсмена

нравственность

личностные качества

самосознание

развитая адекватная самооценка

педагогический процесс и реализация целей тренера будут результативный только в единственном случае: если подросток внутренне убежден, что ему необходимо развить именно это качество, совершенствовать именно эти упражнения или упражнения, скорректированные и индивидуально адаптированные самим юным спортсменом.

      Только личная заинтересованность спортсмена может заставить его двигаться по намеченному пути. Тренеру необходимо дать анализ той ситуации (в том числе и соревновательной), к которой он готовит, и определить, какие качества и способности ребенка важны в данное время.

      Таким образом, развитие ценностных ориентаций ребенка и удержание их на высоком уровне, а также соответствие способов достижения заявленным целям позволят тренеру достичь гармоничных отношений с юными спортсменами и развить мотивацию к успешной деятельности.

Рекомендации тренеру:

 

власть над юным спортсменом должна быть основана на уважении как профессионала и личности

тренер должен быть способен принести пользу ребенку, общему делу.

вопрос наказания решает не тренер, а команда. Если наказывает тренер, то у подростка и его родителей (в случае если он, конечно, с ними поделится) может возникнуть неприязнь к тренеру, если же «решила команда», то реакция совершенно другая, но только в том случае если спортивный коллектив состоялся.

деятельность, организованная тренером, должна быть насыщена взаимным интересом: к процессу деятельности, к результату, к оценке качества деятельности тренером, к адекватной самооценке.

чаще хвалить, ругать можно, но в разы реже, чем хвалить, и ругать не спортсмена как личность, а только качество его деятельность.

создавать доброе отношение, подбадривать неудачника, сохранять только доброе отношение.

воспитывать у спортсмена дисциплинированное мышление.

воспитывать внимание, обучать техникам концентрации внимания.

создавать атмосферу сознательного интереса, сосредоточенности на качестве деятельности. С первого дня работы требовать качество.

базовые заповеди после проигрыша:

тренер должен научить спортсмена анализировать себя;

обучить методом самоободрения, самоубеждения, самоприказам;

не создавать ситуаций психологического давления.

 

Уметь видеть травмирующие обстоятельства самому не страдая. Разделять работу и эмоции.

Развивать собственные педагогические, психологические и управленческие способности.

Не должно быть давления на спортсмена, только «метод от сердца к сердцу» (по Р.М.Загайнову)

Знать и помнить, что спортсмен является исполнителем не чужой, а собственной воли.

авторы : психолог А.П. Афаневич

               психолог  И.А. Веревка





Комментарии

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Войти через loginza

Решением Исполкома МОК в спортивную программу Игр XXXII Олимпиады 2020 года включены новые пять видов спорта. Какие из них Вы находите наиболее зрелищными и интересными?

  •   бейсбол / софтбол
  •   каратэ
  •   серфинг
  •   скалолазание
  •   скейтбординг

Информационные ресурсы

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ  Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры Информационный портал Депспорта Югры Официальный портал администрации Ханты-Мансийска АУ «ЮграМегаСпорт»  Олимпийский комитет России  Общероссийские спортивные федерации Региональные спортивные федерации Органы УФКиС МО Полезные адреса и интернет-ссылки
Адрес: г.Ханты-Мансийск ул.Отрадная 9
Открытый стадион Югра-Атлетикс
Телефоны: 8(3467)36-36-80, Эл.почта: info@csp-ugra.ru
Сайт разработан студией: «Автограф»